Пункт коррекционно-педагогической помощи

В государственном учреждении образования «Начальная школа № 15 г.Молодечно» функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП), в котором получают коррекционно-педагогическую помощь 57 обучающихся (из них 28 воспитанников дошкольного возраста, 28 учащихся начальной ступени образования).

          Основной целью деятельности пункта коррекционно – педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного, начального школьного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

- заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;

- заявления законного представителя несовершеннолетнего обучающегося.

Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в пункте коррекционно-педагогической помощи оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося. В пункте коррекционно-педагогической помощи могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия в игровой и занимательной форме.

Основные направления работы:

- исправление звукопроизношения;

- совершенствование грамматического и лексического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематических процессов;

- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;

- формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков.

В работе используются разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Учитель-дефектолог  пункта коррекционно-педагогической помощи на основе изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся разрабатывает планы коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные. Учитель-дефектолог проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка. 

С какого возраста ребенок может посещать занятия в ПКПП? 

Поскольку занятия в ПКПП организуются для детей, не испытывающих значительные трудности в усвоении программы, так называемых «легких» детей, то при решении вопроса о зачислении в ПКПП учитываются возраст ребенка и индивидуальные особенности ребенка. Нарушения звукопроизношения до 4,5 лет могут носить характер возрастной нормы.

Кто может направить на занятия в ПКПП?

С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно» (далее – ЦКРОиР) совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей, обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР.

 Могут ли зачислить ребенка в ПКПП без прохождения обследования в ЦКРОиР

Нет. Отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося с особенностями психофизического развития в ПКПП. Учителем-дефектологом ПКПП разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося. Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования только на основании следующих документов: заключения ЦКРОиР; заявления законного представителя, обучающегося с ОПФР.

 

 

Комплексный подход в формировании социальных умений и навыков воспитанников с особенностями психофизического развития в триаде родитель – ребенок – педагог.

развернуть

Комплексный подход в формировании социальных умений и навыков воспитанников с особенностями психофизического развития в триаде родитель – ребенок – педагог

 

Главнейшая задача специального образования Республики Беларусь - сделать ребенка с особенностями психофизического развития не отчуждённым, а полноправным гражданином, способным самому строить свою жизнь.

При условии своевременной организации специального обучения эти дети способны   овладеть коммуникативными формами поведения и социальными навыками, а значит, они могут быть интегрированы в социум.

Социальные навыки - это инструменты, которые позволяют людям общаться, учиться, обращаться за помощью, надлежащим образом удовлетворять свои потребности, ладить с другими, заводить друзей, развивать здоровые отношения, защищать себя и в целом гармонично взаимодействовать с обществом. Социальные навыки формируют такие важные черты характера, как надежность, уважительность, ответственность, справедливость, забота и гражданственность.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.  Целенаправленная работа по социализации детей с ОПФР предполагает решение главных задач:

         

Жизненно важные знания, умения, навыки детей формируются и закрепляются в различных видах деятельности:

          Задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада, создать полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог-ребёнок-родители».

          Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности. В детском саду необходимо создать такие условия, которые позволят родителям стать активными участниками образовательного процесса.

          Работу по социализации воспитанников надо начинаю с изучения семей – это позволяет ближе познакомиться с самим воспитанником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Проведение анкетирования среди родителей способствует составлению социального портрета семьи, определению особенностей характер детско-родительских отношений, выяснению педагогических запросов семьи.

          Доброжелательный настрой педагога, моделирование атмосферы творчества, созерцание прекрасного, новые открытия помогают ребёнку ощутить себя счастливым, успешным, исследователем окружающего мира, проявлению своего творческого начала; установлению доверительных отношений.

В основе такого подхода лежит  принцип позитивности.

Второй принцип, которого надо придерживаться в своей деятельности – принцип моделирования или «Думай о цели». Все мысли, слова и действия направлены на достижение поставленной цели – здоровый, счастливый, успешный в обществе ребёнок.

В заключении хочу отметить, что только общее сотрудничество, сотворчество, делают совместную деятельность детей, педагогов и родителей содержательной, интересной, радостной. Спасибо за внимание!

 

Список используемых источников

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2022/2023 учебному году // http://edu.gov.by
  2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск : Нац. ин­т образования, 2022. — 479 с.
  3. Образовательный стандарт «Дошкольное образование» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2022 года №137).- Минск, — 24 с.
свернуть

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

развернуть

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

Уважаемые родители!

     Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения.

Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.    

  • «Стоп-игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
  • «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
  • «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
  • «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
  • «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании (т. е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.
  • «Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.
  • «Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

 

 

свернуть

Формирование речевого выдоха

развернуть

Что такое речевое дыхание

     Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда. Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно  поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

     Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы  увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

     Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, ребенок говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

В чем отличие речевого дыхания от обычного?

Дыхание в жизни человека непроизвольно, оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такого произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.

Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы ребенку  было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».

Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!

Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

     Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

     Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и  даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха

Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.

 

Важное значение в процессе  формирования у детей чёткого, правильного произношения  имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания  нормальной  громкости  речи,  четкого соблюдения  пауз, сохранения  плавности  речи  и интонационной  выразительности.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания

Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей с дизартрией речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. В момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый  рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Одной из задач коррекционной работы является применение различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слогов и слов.

Цель дыхательных упражнений– научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать:

регламент в пределах 3–5минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций;

-не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания шеи вперед,

-необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;

-одежда ребенка не должна стеснять его движения;

-помещение должно быть хорошо проветренным;

-осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной -гимнастики как сидя, так и стоя

-воздух набирать через нос;

-выдох должен быть длительным и плавным.

-дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Статическая дыхательная гимнастика.

Для воспитания неречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе. Можно проводить следующие статические дыхательные упражнения :

-сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);

-сдуть ватку;

-подуть на султанчики

-погреть ладошки;

-подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;

-задуть в ворота  легкие ватные шарики (мячи);

-сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);

-подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;

-подуть в дудочку, свирель, в трубу;

-извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;

-подуть в детскую игрушку «язычок»

-подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. --Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;

сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Для дифференциации носового и ротового дыхания предлагаются такие упражнения:

вдох носом – выдох через рот;

вдох одной ноздрей – выдох другой;

вдох – выдох через нос;

вдох носом – выдох через нос;

вдох ртом – выдох через рот;

вдох через одну ноздрю – выдох через другую;

вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;

вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;

вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка неречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплект тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания  включают активизирующие и релаксационные упражнения.

Расслабляющие движения:

-подражание полету птиц;

-поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища;

-поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад;

-наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;

-медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот;

-медленное потряхивание кистью сначала правой  руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др.

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения :

Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.

Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.

Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.

Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.

Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.

Фонационная дыхательная гимнастика.

Для воспитания речевого дыхания детей учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз. Предлагают длительно, на одном выдохе, воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным животным или насекомым (ж-ж-ж ;(жук, з-з-з-з (комар) и т. д.)

Речевая дыхательная гимнастика.

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

Слоги на одном выдохе и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.

Слова на одном выдохе: счет до 5, до 10, дни недели, времена года, названия месяцев

Фразы на одном выдохе. Например пословицы.

Произнесение предложений на одном выдохе под удары мяча.

Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

Меня зовут Игорь (3 броска мяча). Мне шесть лет (3 броска мяча).

Мою маму зовут Наташа (4 броска мяча).

Чтение стихотворения, сопровождая каждое слово броском мяча об пол.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

Их целью является тренировка речевого дыхания при выполнении движений. Эти упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают технологии коррекции речи у детей. Эти упражнения можно отнести к кинезитерапии, т. е. лечение движением.

                           

Список используемых источников

  1. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова - М., 2005.-90с.
  2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А.Волкова. - М., 2002.-135с.
свернуть