Организация интегрированного обучения и воспитания

в ГУО «Начальная школа № 15 г.Молодечно»

в 2023/2024 учебном году

Главной целью организации интегрированного обучения и воспитания в ГУО «Начальная школа № 15 г. Молодечно» является создание условий для успешного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и организация образовательного процесса по образовательным программам специального образования.

Задачи:

-формирование социально активной личности обучающегося с особенностями психофизического развития

-формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития у всех участников образовательного процесса;

-консультирование педагогических работников учреждения образования, оказание им информационно-методической поддержки в вопросах обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития;

-консультирование законных представителей по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

Функции:

обучающая –создание условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, реализация образовательных программ специального образования;

информационно-консультационная – оказание информационной и консультационной помощи педагогическим работникам, учреждения образования, законным представителям в вопросах обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

социокультурная–использование возможностей социокультурного потенциала региона в интересах образования и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития

Классы и группы интегрированного обучения и воспитания:

В 2023/2024 учебном году в соответствии с главой 59 статьёй 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании, (https://adu.by/images/2022/01/zakon-ob-izmen-kodeksa-ob-obrazovanii.pdf) на основании решения Молодечненского районного исполнительного комитета, заключений ЦКРОиРг.Молодечно и согласия законных представителей с программой обучения, приказом управления по образованию Молодечненского района в ГУО «Начальная школа №15 г.Молодечно» открыто 4 класса и 2 группы интегрированного обучения и воспитания.

Интегрированное обучение и воспитание организовано в:

I «А» (неполной наполняемости),

I «В» (полной наполняемости),

II «А» (неполной наполняемости),

III «А» (неполной наполняемости).

Группа №2 (неполной наполняемости),

Группа №3 (неполной наполняемости),

в которых обучается 10 учащихся и 7 воспитанников с особенностями психофизического развития.

Кроме того, 57 обучающихся с особенностями психофизического развития посещают пункт коррекционно-педагогической помощи.

 

Организация образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания (консультация)

развернуть

Организация образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений учителя-дефектолога и воспитателей дошкольных групп. Успех коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - дефектолога и воспитателя.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя-дефектолога и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем – дефектологом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.).

Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции учителя-дефектолога и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий.

Совместно коррекционно–педагогическая  работа осуществляется следующим образом:

  1. Учитель - дефектолог формирует у детей первичные речевые навыки.
  2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.

В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и дефектолога.

При планировании образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания воспитатель:

  • учитывает лексические темы при проведении всех занятий в группе в течении недели;
  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
  • закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях;
  • следит за грамматическими формами речи детей;
  • заучивает стихотворения, потешки и тексты;
  • закрепляет речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • развивает понимание речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.

Воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-дефектолога, а дефектолог посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

В начале учебного года учитель – дефектолог знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, объясняя воспитателям цели и задачи программы обучения.

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
  • Специально организованная деятельность с детьми по учебной программе дошкольного образования;
  • Коррекционная работа во время режимных моментов.

Воспитатель интегрированной группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей.

Обращаю внимание на различные негативные проявления поведения ребёнка, замечаю признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При необходимости в тактичной форме исправляю речь ребёнка.

Планирование образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания осуществляю с учётом требований образовательной программы специального образования утверждённой Министерством образования Республики Беларусь «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи». Составлено расписание специально организованной деятельности интегрированной группы, распорядок дня, совместно с учителем-дефектологом лексические темы на три периода учебного года.

Индивидуальные занятия провожу во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).

Каждая новая тема на занятии начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пересказы, не проводятся. Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко использую сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяю умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).

При изучении каждой темы намечается совместно с учителем-дефектологом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должна усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Между воспитателем и учителем-дефектологом ведётся тетрадь взаимодействия, где отражены направления в работе с детьми, которые требуют повторения или закрепления, а также выводы о проделанной работе. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Во вне-учебное время предлагаю детям складывать мозаику, фигуры из счётных палочек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.

В процессе правильно организованных занятий стараюсь устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмичные движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кисточка, ножницы, карандаши и др.).

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.

В группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:

  • разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;
  • отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь — ребро (одной и двумя руками);
  • поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
  • перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
  • воспроизводить различные положения руки (кулак — ладонь — ребро, пальцев (колечко - цепь, щепоть) и др.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, поэтому, планируя работу, необходимо дифферинцированно подбирать подвижные игры. Принимать активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.

На занятиях в инетгрированных группах целесообразно использовать мультимедийные презентации, что способствует повышению интереса детей, повышает непроизвольное внимание, помогает развить произвольное внимание. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.

Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

В интегрированных группах воспитатель, учитель-дефектолог и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендации, картотеку напрокат. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах или еженедельно в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние тренировки родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей.

Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании). Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах. Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».

Особенности организации интегрированного обучения и воспитания

В 2022/2023 учебном году необходимо продолжить работу по обеспечению качества организации и содержания образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.

При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс осуществляется в специальных группах, санаторных специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания.

Наполняемость специальных групп, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания регламентирована статьей 273 Кодекса.

На проведение занятий с воспитанниками, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования и для которых создаются условия для получения специального образования на дому, с воспитанниками групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания, выделяется:

на одного воспитанника с интеллектуальной недостаточностью, воспитанника с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата (со значительными нарушениями движения или его отсутствием), неслышащего воспитанника, незрячего воспитанника, воспитанника с расстройствами аутистического спектра – 3,5 часа в неделю;

слабослышащего воспитанника, слабовидящего воспитанника, воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, воспитанника с трудностями в обучении – 2,5 часа в неделю.

Указанное количество часов в соответствии с типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, учебным планом интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования на текущий учебный год распределяется учителем­дефектологом на образовательные области и коррекционные занятия.

Обращаем внимание, что при создании и комплектовании групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания в учреждении образования необходимо заранее информировать законных представителей воспитанников, не имеющих ОПФР, о создании таких групп.

Обязательным является проведение разъяснительной работы об особенностях организации образовательного процесса в условиях интеграции. «Всё в твоих руках…» - эти слова наполнены особым смыслом для людей, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОПФР: родителей, педагогов, медперсонала. Именно эти люди ежедневно, ежечасно, ежеминутно постигают простые истины вместе с детьми с особенностями развития. Воспитывают и учат их, а что самое главное – учатся у них, несмотря на косые взгляды и усмешки, непонимание  большинства окружающих: толерантности, доброте, пониманию, отзывчивости, терпению и бесконечной любви к окружающему миру (со всеми его достоинствами и недостатками).

 

Список используемых источников

  1. Интернет ресурсы по вопросам инклюзивного образования МГИРО: www.mp.minsk.edu.by.
  2. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=107053. – Дата доступа: 10 Р .09.2017.
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07. 2011 № 136. Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://asabliva.by/ru/sm.aspx?guid=46483. – Дата доступа: 10.09.2017.
  4. Ривина, Е.К. Инклюзивное дошкольное образование: каким оно должно быть? / Е.К. Ривина // Современный детский сад. – 2009. – № 1. – С. 49-55.

 

свернуть

«16 ШАГОВ К ТОЛЕРАНТНОСТИ»

развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«16 ШАГОВ К ТОЛЕРАНТНОСТИ»

  • Самые главные вопросы задавайте себе, а не людям.
  • Уважайте права окружающих вас  людей.
  • Будьте справедливы.
  • Умейте поставить себя на место другого человека.
  • Не навязывайте своё мнение, умейте слушать.
  • Принимайте других людей такими, какие они есть.
  • Научитесь прощать и благодарить.
  • Не проявляйте к окружающим такого отношения, которого не хотите испытывать по отношению к себе.
  • Проявляйте сочувствие и милосердие.
  • Умейте признавать правоту другого человека.
  • Не осуждайте.
  • Умейте извиниться.
  • Не критикуйте.
  • Будьте терпимы к человеческим слабостям и недостаткам.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Стремитесь стать лучше.

 

Использованы материалы сайта  учреждения специального образования  «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Молодечно»

 

свернуть