«Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»
В Республике Беларусь интегрированным обучением и воспитанием является организация специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в дошкольных учреждениях, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми.
Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, регулирующими деятельность специальных учреждений образования, иными актами законодательства. Инструкцией об интегрированном образовании. Образовательный процесс, в группе интегрированного обучения и воспитания, имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса об образовании) и образовательной программы дошкольного образования (статья 147 Кодекса об образовании).
В 2024/2025 учебном году в государственном учреждении образования интегрированное обучение и воспитание будет организовано в группе № 2, № 5.
Организация и содержание образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания для детей с разными нарушениями развития осуществляется в соответствии с типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с ЦКРОиР. Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в учреждении образования.
Интегрированное обучение в государственном учреждении образования «Начальная школа № 15 г. Молодечно» на уровне дошкольного образования организуется для следующих групп детей:
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с трудностями в обучении;
- с расстройствами аутистическими нарушениями.
Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
- Развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- Организация психолого–педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
- Реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
- Развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
- Формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
- Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка дошкольного возраста.
Коррекционные занятия учителем-дефектологом в группе интегрированного обучения и воспитания с детьми с особенностями психофизического развития проводятся по таким направлениям как:
- Формирование произносительной стороны речи
- Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- Формирование навыков коммуникации и взаимодействия;
- Формирование социального поведения;
- Развитие познавательной деятельности;
- Развитие игровой деятельности
Коррекционные занятия проводятся индивидуально или с подгруппой детей, согласно учебному плану специального образования на уровне дошкольного образования. Кроме того, работа по преодолению нарушений развития в интегрированной группе обучения и воспитания для детей с разными нарушениями развития осуществляется ежедневно во время режимных моментов, прогулок, свободной деятельности детей и повседневного общения с ними.
Работа в интегрированной группе обучения и воспитания для детей с разными нарушениями развития делится на 2 полугодия в зависимости от коррекционных задач. Одна из главных задач первого периода – углубленное психолого-педагогическое обследование детей, которое проводится с 1.09 по 15.09. Обследование проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования, опрос родителей занесены в карты психолого-педагогического обследования детей.
Для преодоления психофизического нарушения необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в развитии ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.
В работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями принимают участие все структурные организации учреждения образования.
Учитель-дефектолог. Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком дошкольного возраста. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с законными представителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания. Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Воспитатель, организующий персональное сопровождение: оказывают ежедневную помощь в соблюдении распорядка дня, учебной дисциплины, режима занятий, обеспечивают индивидуализацию процесса обучения и реализацию поставленных целей обучения и воспитания, адаптируют учебный материал, дозируют учебную нагрузку во время учебного занятия (игра), ассистируют при выполнении всех видов заданий на учебном занятии, подсказывая, как и в какой последовательности выполнять задание, обсуждают достигнутые результаты, осуществляют контроль и коррекцию поведенческих нарушений, связанных с аутистическими нарушениями.
Помощник воспитателя. Участвует в организации жизнедеятельности дошкольников, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.
Музыкальный руководитель. Организует разные виды музыкальной деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.
Руководитель физического воспитания. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультации.
На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного воспитанника с нарушением функций ОДА выделяется 3,5 астрономических часа в неделю.
На воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 астрономических часа в неделю. Данное количество часов проводит учитель-дефектолог.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, поэтому, планируя работу, необходимо дифферинцированно подбирать подвижные игры. Принимать активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.
На занятиях в группах интегрированного обучения и воспитания используются мультимедийные презентации, что способствует повышению интереса детей, повышает непроизвольное внимание, помогает развить произвольное внимание. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Обращаем ваше внимание, что на сайте учреждения, в новостной ленте на страничке в инстаграме, посредством мессенждера «Viber» анонсируются мероприятия, проводимые с обучающимися, в закладке «Специальное образование» размещаются консультации по актуальным темам.
Список используемых источников:
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2024/2025 учебному году // http://edu.gov.by
- Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».
- Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».
свернуть