Организация интегрированного обучения и воспитания

в ГУО «Начальная школа № 15 г. Молодечно»

в 2024/2025 учебном году

 

Главной целью организации интегрированного обучения и воспитания в ГУО «Начальная школа № 15 г. Молодечно» является создание условий для успешного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и организация образовательного процесса по образовательным программам специального образования.

Задачи:

-формирование социально активной личности обучающегося с особенностями психофизического развития

-формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития у всех участников образовательного процесса;

-консультирование педагогических работников учреждения образования, оказание им информационно-методической поддержки в вопросах обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития;

-консультирование законных представителей по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

 

Функции:

обучающая –создание условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, реализация образовательных программ специального образования;

информационно-консультационная – оказание информационной и консультационной помощи педагогическим работникам, учреждения образования, законным представителям в вопросах обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

социокультурная–использование возможностей социокультурного потенциала региона в интересах образования и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития

Классы и группы интегрированного обучения и воспитания:

В 2024/2025 учебном году в соответствии с главой 59 статьей 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании, на основании решения Молодечненского районного исполнительного комитета, заключений ЦКРОиР г. Молодечно и согласия законных представителей с программой обучения, приказом управления по образованию Молодечненского района в ГУО «Начальная школа №15 г. Молодечно» открыто 5 классов и 2 группы интегрированного обучения и воспитания.

 

Интегрированное обучение и воспитание организовано в:

I «А» (полной наполняемости),

I «Б» (полной наполняемости),

II «В» (неполной наполняемости),

III «А» (неполной наполняемости),

IV «А» (неполной наполняемости)

Группа №2 (неполной наполняемости),

Группа №3 (неполной наполняемости),

в которых обучается 14 учащихся и 6 воспитанников с особенностями психофизического развития.

Кроме того, 59 обучающихся с особенностями психофизического развития посещают пункт коррекционно-педагогической помощи.

Образовательный процесс в классах и группах интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 106 от 22.08.2024), типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 286 от 24.08.2022).

Учебные планы утверждены руководителем учреждения образования, согласованы с директором ЦКРОиР г.Молодечно и являются составной часть учебного плана учреждения образования.

 

ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

развернуть

ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Признаки расстройства аутистического спектра (РАС) у детей могут появляться достаточно рано, однако, заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер. Иногда ранние признаки аутизма можно спутать с так называемым "хорошим" поведением ребенка - он нетребователен, спокоен и независим. Существует ряд признаков, на которые необходимо обратиться внимание.

ДО 1 ГОДА: - комплекс оживления либо не появляется, либо носит своеобразный характер, ребенок реагирует эмоционально не на близких людей, например, маму, а на предмет, угол кроватки, собственную руку; - к 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже мама не вызывает у него смены эмоционального фона. Так же своеобразен тактильный контакт, ребенок его скорее избегает и может быть спокоен лёжа в кроватке и быть эмоционально возбуждённым и плакать на руках; - к 9 месяцам малыш не ищет визуальный контакт, может казаться, что он не смотрит в глаза, а взгляд мимо, "через". Не реагирует на своё имя, но в тоже время очень чувствителен к звукам, запахам, свету. -к году жизни отчётливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи (лепет, имитация звуков),не сопровождающаяся попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами. ДО 2 ЛЕТ:- ребенок не указывает на объект, указательный жест "заменяется" рукой взрослого, жесты используются для указания на объект минимально; - не понимает простых, поэтапных инструкций; - малыш не использует разговорные навыки, нередко это похоже на своего рода регресс, до какого то момента он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки, в речи появляются высокие звуки - "вокализации" либо эхолалии (повторение слов или звуков за взрослыми); - заметно социальное своеобразие-нет стремления к взаимодействию со сверстниками, ребенок может находиться рядом, но не включаться в совместную игру, не пускать никого в свое пространство; - проявление эмоций не всегда понятно окружающим и соответствует ситуации, ребенок может плакать или смеяться вне смыслового контекста. С 3 ЛЕТ: - стереотипность действий, игры и поведения в целом Игра не имеет фантазийного развития либо имитации и насыщения ее "своим" сюжетом, например, ребенок катает машинку, выстраивает предметы в ряды либо пирамидки, прокручивает колеса и т.д. Часто игрушками не интересуется и может играть с водой (струйка воды пропускается сквозь пальцы) либо с другими предметами. - интересуется необычными предметами либо видами деятельности, например, если это машинки, то только определенной марки, если животные, то только одного вида и т.д. И проявляется очень выраженная привязанность к этому объекту, например, игрушка должна быть везде с ребенком. Иногда такую роль выполняют не игровые предметы, например, тапок, который ребенок везде носит с собой;- однотипные действия (включает и выключает свет, перелистывает страницы книги, не интересуясь при этом картинками). - проявляется избирательность в еде, одежде, например, продукты только определенного цвета или текстуры, часто пюреобразной пище отдается предпочтение. Сложно переходить в одежде с одного сезона на другой и более, чем у обычного ребенка выражена кинестетическая чувствительность (необходимо срезать ярлыки с одежды, не любят одежду с пуговицами, свитера с горлом и т.д.);- сверхчувствительность к звукам, запахам. Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена. Также это может касаться просто всего нового - маршрут дороги, магазин. - определенные страхи либо полное бесстрашие (страхи обычно звуков, высоты). Либо ребенок не чувствует опасности, может провести рукой по открытому огню, выбежать на дорогу. - отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками становиться ещё более выраженным, ребенок может участвовать, например, в подвижных играх в саду и "бегать вместе", но не будет совместно играть, не пустит других в свое игровое поле.

Чем раньше родители обращаются к специалистам, тем скорее начинается работа с ребенком. Работа всегда комплексная и только в совокупности даёт результат. Специалисты, работающие с детьми с РАС (психиатр, логопед, психолог, педагог в саду и школе, воспитатель, осуществляющий персональное сопровождение-специалист, который является своего рода посредником между ребенком и окружающими) обычно взаимодополняют друг друга для более гармоничной интеграции ребенка в социум.

 

свернуть

Рекомендации для педагогов по организации общения с детьми с особенностями психофизического развития.

развернуть

Рекомендации для педагогов по организации общения с детьми с особенностями психофизического развития.

♦ Уважайте ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на ребенка сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.

♦ Чаще хвалите ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Если вы в чем-то не согласны с ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине.

♦Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Научите детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Не сравнивайте детей. Пусть они будут разными.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

 

свернуть

Расстройство аутистического спектра у детей

развернуть

Расстройство аутистического спектра у детей

 

Что такое расстройство аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

 

В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

Основные причины развития

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

 

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

 

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

 

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

Классификация расстройств аутистического спектра

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

  • Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
  • Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
  • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек.  Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
  • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
  • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Проявления расстройств аутистического спектра

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

 

Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
  • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
  • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
  • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

Диагностика РАС

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

 

Как правило, используются следующие средства диагностики:

  • Тесты со специальными опросниками.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
  • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

 

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
  • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.

 

свернуть

Рекомендации для педагогов по работе с ребёнком с особенностями психофизического развития  и его семьёй

развернуть

Рекомендации для педагогов по работе с ребёнком с особенностями психофизического развития

 и его семьёй

- При организации совместной деятельности и общения с ребёнком с особенностями психофизического развития и его семьёй учитывайте их интересы и  потребности.

- Опирайтесь на положительные стороны родителей и детей.

- Принимайте родителей как своих со­юзников, единомышленников в воспитании ребёнка с особенностями психофизического развития.

- Постарайтесь увидеть проблемы семьи, встаньте на защиту интересов ребёнка с особенностями психофизического развития и семьи, окажите помощь в реше­нии проблем;

- Проявляйте заботу о здоровье ребёнка с особенностями психофизического развития, здоровом образе жизни его семьи.

- Создавайте ситуацию проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

- Изучайте, отслеживайте результат взаимодействия родителей и детей.

- Выявляйте трудности, проблемы взаимодействия в семье и проводите отбор педагогических средств его регулирования.

- Изучайте и обобщайте передовой опыт взаимодействия родителей и детей.

- Пропагандируйте лучшие достижения взаимодействия родителей с ребёнком с особенностями психофизического развития.

- Обучайте обучающихся и родителей совместной деятельности и общению.

- Создавайте благоприятную атмосферу, обстановку для установления контактов ро­дителей и детей при организации совместной деятельности.

- Постарайтесь построить доверительные взаимоотношения с родителями ребёнка с особенностями психофизического развития, его се­мьёй.

- Включайте ребёнка с особенностями психофизического развития в активную деятельность, позволяющую ему реализовать свои возможности и проявить себя как  личность.

 

свернуть

Рекомендации для педагогов по организации общения с детьми с особенностями психофизического развития.

развернуть

Рекомендации для педагогов по организации общения с детьми с особенностями психофизического развития.

♦ Уважайте ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на ребенка сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.

♦ Чаще хвалите ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Если вы в чем-то не согласны с ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине.

♦Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Научите детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Не сравнивайте детей. Пусть они будут разными.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

 

свернуть

«Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»

развернуть

«Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»

В Республике Беларусь интегрированным обучением и воспитанием является организация специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в дошкольных учреждениях, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми.

Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, регулирующими деятельность специальных учреждений образования, иными актами законодательства. Инструкцией об интегрированном образовании. Образовательный процесс, в группе интегрированного обучения и воспитания, имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса об образовании) и образовательной программы дошкольного образования (статья 147 Кодекса об образовании).

В 2024/2025 учебном году в государственном учреждении  образования интегрированное обучение и воспитание будет организовано в группе № 2, № 5.

Организация и содержание образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания для детей с разными нарушениями развития осуществляется в соответствии с типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с ЦКРОиР. Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в учреждении образования.

Интегрированное обучение в государственном учреждении образования «Начальная школа № 15 г. Молодечно» на уровне дошкольного образования организуется для следующих групп детей:

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с трудностями в обучении;

- с расстройствами аутистическими нарушениями.

Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Главными задачами являются:

  1. Развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  2. Организация психолого–педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
  3. Реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
  4. Развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
  5. Формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
  6. Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка дошкольного возраста.

Коррекционные занятия учителем-дефектологом в группе интегрированного обучения и воспитания с детьми с особенностями психофизического развития проводятся по таким направлениям как:

  • Формирование произносительной стороны речи
  • Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • Формирование навыков коммуникации и взаимодействия;
  • Формирование социального поведения;
  • Развитие познавательной деятельности;
  • Развитие игровой деятельности

          Коррекционные занятия проводятся индивидуально или с подгруппой детей, согласно учебному плану специального образования на уровне дошкольного образования. Кроме того, работа по преодолению нарушений развития в интегрированной группе обучения и воспитания для детей с разными нарушениями развития осуществляется ежедневно во время режимных моментов, прогулок, свободной деятельности детей и повседневного общения с ними.

Работа в интегрированной группе обучения и воспитания для детей с разными нарушениями развития делится на 2 полугодия в зависимости от коррекционных задач. Одна из главных задач первого периода – углубленное психолого-педагогическое обследование детей, которое проводится с 1.09 по 15.09. Обследование проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования, опрос родителей занесены в  карты психолого-педагогического обследования детей.

 Для преодоления психофизического нарушения необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

 Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в развитии ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

В работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями принимают участие все структурные организации учреждения образования.

Учитель-дефектолог. Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком дошкольного возраста. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с законными представителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания. Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Воспитатель, организующий персональное сопровождение: оказывают ежедневную помощь в соблюдении распорядка дня, учебной дисциплины, режима занятий, обеспечивают индивидуализацию процесса обучения и реализацию поставленных целей обучения и воспитания, адаптируют учебный материал, дозируют учебную нагрузку во время учебного занятия (игра), ассистируют при выполнении всех видов заданий на учебном занятии, подсказывая, как и в какой последовательности выполнять задание, обсуждают достигнутые результаты, осуществляют контроль и коррекцию поведенческих нарушений, связанных с аутистическими нарушениями.

Помощник воспитателя. Участвует в организации жизнедеятельности дошкольников, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Музыкальный руководитель. Организует разные виды музыкальной деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультации.

На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного воспитанника с нарушением функций ОДА выделяется 3,5 астрономических часа в неделю.

На воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 астрономических часа в неделю. Данное количество часов проводит учитель-дефектолог.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, поэтому, планируя работу, необходимо дифферинцированно подбирать подвижные игры. Принимать активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.

На занятиях в группах интегрированного обучения и воспитания используются мультимедийные презентации, что способствует повышению интереса детей, повышает непроизвольное внимание, помогает развить произвольное внимание. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Обращаем ваше внимание, что на сайте учреждения, в новостной ленте на страничке в инстаграме, посредством мессенждера «Viber» анонсируются мероприятия, проводимые с обучающимися, в закладке «Специальное образование» размещаются консультации по актуальным темам.

 

Список используемых источников:

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2024/2025 учебному году // http://edu.gov.by
  2. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».
  3. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».

 

 

свернуть

«16 ШАГОВ К ТОЛЕРАНТНОСТИ»

развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«16 ШАГОВ К ТОЛЕРАНТНОСТИ»

  • Самые главные вопросы задавайте себе, а не людям.
  • Уважайте права окружающих вас  людей.
  • Будьте справедливы.
  • Умейте поставить себя на место другого человека.
  • Не навязывайте своё мнение, умейте слушать.
  • Принимайте других людей такими, какие они есть.
  • Научитесь прощать и благодарить.
  • Не проявляйте к окружающим такого отношения, которого не хотите испытывать по отношению к себе.
  • Проявляйте сочувствие и милосердие.
  • Умейте признавать правоту другого человека.
  • Не осуждайте.
  • Умейте извиниться.
  • Не критикуйте.
  • Будьте терпимы к человеческим слабостям и недостаткам.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Стремитесь стать лучше.

 

Использованы материалы сайта  учреждения специального образования  «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Молодечно»

 

свернуть
поделиться в:
Просмотреть интерактивную карту