Артикуляционная гимнастика

Ежедневно на занятиях в пункте коррекционно - педагогической помощи проводится артикуляционная гимнастика. Основная цель - коррекция речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения.
развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

 

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете у педагога (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой  «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с недостатками звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 

свернуть

РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

развернуть

РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.

К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?»

При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4 годам - 2500слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30% глаголы и 10% прилагательные. Обследования проводились мной на 2-младшей группе с детьми,  у которых нормальное речевое развитие.

В этом возрасте в речи детей преобладают слова - названия, собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные) пока отсутствуют. В речи часто малыш использует облегченные слова (говорит собака вместо ранее употребляемого ав-ав).

Речь – это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания, восприятия, и зависит от их уровня  развития.

К 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ (по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А,О, Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев. Поэтому рекомендуется – постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике.

Рекомендуется  учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать, чистоговорки, пословицы, стихи).

С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.

 

Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась  в норме  необходимо:

  1. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие используя:
  • чтение книг;
  • пересказы прочитанного;
  • беседы, рассказы  на различные темы: как я провел сегодняшний день, что нового я увидел, узнал, запомнил, что мне понравилось на празднике, что я увидел на прогулке, что  я сегодня кушал;
  • слушание аудиосказок и их обсуждение.
  1. Развивать мелкую моторику:
  • пальчиковая гимнастика;
  • рисование пальцами;
  • лепка из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из: крупы: скорлупок семечек, орехов, косточек;
  • нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц.
  1. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка».

Формирование речевого развития у детей дошкольного возраста предполагает взаимодействие следующих составляющих:

 

 

 

 

свернуть
поделиться в:
Просмотреть интерактивную карту