Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Начальная школа № 15 г. Молодечно"
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Начальная школа № 15 г. Молодечно"
Нередко мамы, решая отдать двухлетнее чадо в сад, рассуждают: «Там будет лучше, там дети, игрушки, профессиональные воспитатели». Но не все малыши могут адаптироваться к условиям сада. Трудности возникают прежде всего у так называемых детей-липучек. Они и дома ходят, держась за мамину юбку. Тревожность может быть связана и с незначительными органическими нарушениями головного мозга, полученными во время родов. Для таких детей любая разлука с матерью – трагедия. Но не стоит отчаиваться: к четырем годам «липучки», как правило, выравниваются, а к пяти-шести становятся общительными и хорошо вписываются в детский коллектив. У тревожных детей может даже повышаться температура и появляться другие болезненные симптомы на «нервной почве».
К «несадовским» детям относятся дети с аутичными чертами. Они могут часами самостоятельно играть, не обращая ни на кого внимания, что очень удобно для родителей. Однако стоит вывести такого ребенка из привычной обстановки, и он начинает метаться как зверь в клетке, испытывая страх. Такому ребенку просто необходима мать. Передавая ему свои положительные эмоции и лаская, лишь она способна выровнять очень сложный тип личности – шизоидный, который зарождается в малыше.
Итак, готовность к детскому саду очень важна.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут подготовить ребенка к «детсадовскому» этапу:
Но есть дети, сильно нервничающие в мамино отсутствие. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной в жизни ребенка – все эти причины могут провоцировать подобное поведение.
Характер малыша во многом формируется в детском саду, под чутким руководством профессиональной воспитательницы. И, порой детсад становится для ребенка первой школой выживания…
На каждые сто детей приходится два-три случая длительной полной дезадаптации детей к условиям детского сада. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала идут в ход просьбы и рассказы о том, как плохо в садике, если это не помогают – слезы и истерики, не подействуют и они – останется одно средство – болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей прежние и папа с мамой вновь собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.
Облегчить процесс психологической ломки взрослые могут двумя путями:
свернуть
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение, быть частью игры. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. В дошкольный период память развивается очень быстро, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития память опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6-летние дети запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти проявляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание над всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений.
Как развивать память у ребенка?
Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно ребенок присоединиться к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития прекрасно развивает память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Кто как выглядел? Что плохо, что хорошо? К 45-ти годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Игры для развития памяти
Для детей самого младшего возраста (10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Наконец он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем игрушку кладут под одну и ту же пеленку. А потом под наблюдением малыша ее прячут под другую.
Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детей, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати.
Детей старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?». На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них 1-2 минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить месторасположение игрушки среди других, а после того как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.
Еще одна игра на запоминание- «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ребенку предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки и ребенку нужно вспомнить, где что лежит.
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться, что это за вещь. После того как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Для детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определить один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства.В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы.
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получится 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить.
свернуть
Маленькие дети до 6-7 лет – берут чужие вещи и еще не понимают, почему этого делать нельзя, так как у них пока отсутствует понятие собственности. Почти все дети время от времени берут чужие игрушки. Это должно послужить для вас хорошим поводом преподать ребенку жизненно важный урок. Если он взял чужую вещь, пойдите вместе с ним и возвратите ее. Объясните ребенку, что значит «свое» и «чужое». Скажите ему, что иногда можно взять то, что хочется, но предварительно надо спросить разрешения у владельца. Очень важно, чтобы были пресечены первые попытки воровства, какими бы пустяковыми они не казались: «Ну, подумаешь, обнаружили в кармане у ребенка какую-то игрушечку?». Помните, что в воспитании нет мелочей. Надо обязательно объяснить и внушить ребенку, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено, и затем непременно заставить ребенка вернуть взятую игрушку.
Принципиально важно, чтобы этот урок повторялся всякий раз после того, как ребенок провинился. Если вы увидели, что сын копается в вашем кошельке, никогда не делайте вид, что ничего не заметили. Немедленно сделайте замечание и серьезно поговорите с ребенком.
Не провоцируйте ребенка какими-то вещами, непреодолимо для него соблазнительными, не разбрасывайте ценные вещи, деньги, дорогие украшения и прочие предметы, на которые он может польститься.
Если ребенок уже замечен в воровстве, будьте особенно бдительны. Например, родители всегда должны четко знать, сколько у них денег в кошельках или карманах. Самые неприятные последствия имеет безнаказанность.
Следует, однако, сказать, что для ребенка одинаково вредна и родительская беспечность («А, это просто такой возраст, он еще маленький, все пройдет»), и чересчур бурная реакция («Мой сын вор, я его своими руками…»). Очень хорошо подумайте, прежде чем что-то делать. Часто как раз первый шаг оказывается неверным, и слишком скорое прощение или слишком жесткое наказание могут быть одинаково неправильными, если взрослые действуют под влиянием эмоций, без обдумывания.
Ни в коем случае нельзя навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему плохую дорожку в жизни. Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его – ваш гнев может привести к повторению ситуации и не попрекайте тем, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.
Давайте предположительно рассмотрим некоторые причины, которые могут вызвать такое поведение ребенка. Итак, он начинает воровать тогда:
- когда не знает, что это воровство, не понимает, что вещи другого не принадлежат ему
- ребенок нуждается в родительском внимании и нежности, бессознательно предпочитая негативное внимание, не видя других способов
- считает себя никчемным и думает, что такие поступки делают его более интересным для окружающих
- ребенка настолько захватывает потребность в чувстве значимости для близких людей, что он берет деньги, чтобы одарить подарками значимых ему людей – родителей, друзей в ожидании получить эту долгожданную уверенность в соей привлекательности.
- получает возможность исполнить сокровенную мечту: купить какую-то долгожданную вещь, сходить в кино, в цирк.
Итак, давайте подведем итоги: после того как случается первая кража, родители зачастую совершают две распространенные ошибки. Уделяют много отрицательного внимания (упрекают, ругают и наказывают ребенка) и проявляют небрежность в хранении денег и ценных вещей. Чтобы разрешить проблему воровства, требуется совсем иное.
Первое и самое главное – не следует создавать у ребенка ощущений, что он плохой. Это может вредно повлиять на формирование его личности, а нередко и на здоровья. Поэтому очень важно донести до малыша, что то, что он сделал, неправильно, но вы по –прежнему его любите.
Не держите деньги, там глее ребенок может их взять. Обретая жизненный опыт, дети сами начинают контролировать свои влечения и потребности, но в период взросления они нуждаются в определенной помощи взрослых.
Необходимо научит ребенка отвечать за свои поступки.
свернуть
Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.
Самым распространенным страхом у дошкольников является страх темноты. Помочь ребенку преодолеть этот страх должны взрослые, в первую очередь родители.
Итак, для начала попытайтесь разобраться в истинных причинах страха. Присмотритесь к своему поведению. Может оказаться, что за страхом прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. В других случаях это может оказаться скрытым протестом против излишнего, навязчивого внимания взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. И внешне он с этим смиряется. Такие дети вообще бывают покладистыми, неконфликтными. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство.
Если же в страхе перед темнотой нет никакой подоплеки, придумайте с ребенком игры, в которых обязательно должна быть «ночь».
Например, каждый вечер, укладывая ребенка спать, ложитесь с ним рядом, естественно, при включенном свете. Накрывайтесь одеялом с головой и тихонько приговаривайте: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим».
Многие дети даже с мамой побаиваются лежать в темноте – норовят проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но убедите малышка, что когда темно, играть интереснее.
Когда ребенок привыкнет, можно вместо люстры включать настольную лампу. А в игре пусть появится смелый медвежонок, которого зовут также, как вашего малыша.
Постепенно вы придете к тому, что лампочка будет гореть только в коридоре, а ребенок будет сам напоминать, что верхний свет нужно выключить.
Несколько рекомендаций родителям:
Чувство страха заложено в человеке на генетическом уровне. Поэтому, если ваш ребенок боится чего-то такого, чего не боитесь вы, это не должно вас расстраивать. Ваш ребенок – не трус! Просто приглядитесь, насколько он мал, присядьте рядом, чтобы вы оказались одного роста и посмотрите на подходящую к вам собаку среднего размера… Ну как, впечатляет?..
свернутьАгрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей д/ш возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Выделяют множество факторов, влияющих на её появление:
Можно с уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.
Итак, уважаемые родители:
Знакома вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы вам упреки сына или дочери: «Почему ты мне не ... (не приготовила, не пришила, не напомнила)?» Если да, то вам пора постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему. Кроме того, у вашего ребенка обязательно должны быть домашние посильные обязанности. Как ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше). Пусть он сам принимает решение. Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д..). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей. Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов, - значит, эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать человека, который будет вашей надежной опорой в старости.
На личном примере
Назвать конкретный возраст, в котором ребенка можно привлекать к работе по дому, нельзя. Как правило, это зависит от того, насколько чистоплотны сами родители и насколько восприимчиво к окружающему миру чадо. Ведь психика большинства детей напоминает губку, способную легко и быстро все в себя впитывать. Поэтому если родители сами являются аккуратными в быту людьми, то и ребенок начнет со временем брать с них пример. Глядя на то, как мама и папа застилают свою кровать, моют за собой посуду, чистят обувь, стирают и убираются, дети стараются выполнять то же самое и даже просят доверить им какое-то дело. В этом случае родителям остается только радоваться подрастающим помощникам. Но бывает и так, что и мама, и папа опрятны, а чадо регулярно «наводит беспорядок» и не желает потом его устранять. То есть пример перед глазами есть, но ребенок ему не следует. Это говорит о лености, которая является либо врожденной, либо при обретенной в процессе воспитания. Обычно подобная лень становится следствием того, что с раннего детства родители баловали своего малыша. И тот, привыкнув к тому, что является предметом всеобщего обожания, что никто не предъявляет ему требований, начинает капризничать, когда его пытаются призвать к порядку. И здесь уже вина самих родителей, которые всего лишь пожинают плоды своего "труда».
Борьба с ленивцами
Приструнить не в меру избалованное чадо сложно, но реально. Особенно в том случае, если в доме есть еще один ребенок, который в отличие от своего ленивого собрата помогает родителям. Поощряя своего помощника, вы заставите ленивца задуматься, а в дальнейшем и перейти к делу. Если же у вас один или даже два ленивца в доме, вы можете простимулировать их тем, что, например, после генеральной уборки попьете чай с пирожными, а их не угостите, приведя в качестве аргумента пословицу «Кто не работает, тот не ест».
Еще одним вариантом является игнорирование бес порядка в комнате ребенка. Ведь как обычно происходит: родители просят ребенка убраться в своей комнате, но, так и не дождавшись, это го, сами наводят Порядок'. Если хотите, чтобы ребенок сам начал прибирать в своей комнате, просто обходите ее стороной, когда проводите генеральную уборку. Через некоторое время чадо пожалуется, что у него «ступить негде», требовательно попросит навести там чистоту. Отвечать следует так же, как ребенок отвечает сам на подобную просьбу с вашей стороны. Это заставит его задуматься и со временем перейдет в руководство к действию.
Всего понемногу
В том случае если ваше чадо проявляет инициативу и стремится выполнить какую-то работу по дому, не отказывайте - для него это будет только в радость. Начните с простого: введите график мытья посуды. Если у вас дома растут цветы, вы можете поручить ребенку поливать их, предварительно объяснив график полива и сказав, какое количество воды для этого необходимо. Наличие в доме собаки предполагает, что с ней кто-то обязан гулять. Почему бы этим «кем-то» не стать вашему маленькому помощнику? Скажите ему, сколько времени потребуется на прогулку и что за это время должен успеть сделать питомец.
Стираем вместе
Если во время стирки ребенок постоянно «торчит» с вами в ванной, демонстрируя неподдельный интерес и желание помочь, привлеките его к процессу. Покажите, как стирать, возьмите его руки в свои и стирайте вместе. Через некоторое время вы можете поставить для него - маленький тазик, доверив ребенку постирать носочки, платки, маечки и трусики. А - вот доверять утюг маленькому ребенку не стоит - это может быть чревато неприятными последствиями.
Подключаемся к уборке
Вы можете подключать свое хозяйственное чадо и к генеральной уборке, доверив ему веник и совок или влажную тряпочку, чтобы протереть мебель. Приучите ребенка регулярно наводить порядок в шкафу с его вещами. Первое время раскладывайте вместе с ним вещи по полочкам и по стопочкам, показывая, как лучше. Со временем ребенок начнет делать это сам и без лишних напоминаний.
Составьте график
Для того чтобы выработать какую-то общую систему совместного ведения домашнего хозяйства, вы можете составить график, согласно которому у ребенка будут постоянные обязанности. Например: понедельник - поливка цветов; вторник - мытье посуды; среда - легкая влажная уборка; четверг - наведение порядка в шкафу; пятница мытье посуды; суббота стирка. Повесьте подобное расписание на видное для ребенка место и если он будет его придерживаться, не забудьте время от времени вознаграждать чадо за участие в домашних делах. Но не переборщите, иначе рискуете потерять бескорыстного помощника, получив взамен расчетливого эгоиста, который поможет только в том случае, если будет вознагражден за свои "старания».
Ошибка многих родителей состоит не в том, что они очень хотят, дабы их дети учились (занимались спортом, играли на музыкальных инструментах, изучали иностранные языки, танцевали и т.д.), а в том, что они хотят этого вместо своих детей. Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо ему положенное - учиться, ухаживать за собой, помогать по дому некоторые родители встают на путь подкупа». Они соглашаются платить ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят.
Этот путь не только опасен в психологическом плане, но и малоэффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут не по дням, а по часам.
Если вы замечаете, что у вашего ребенка эгоистические черты характера проявляются довольно часто, то задумайтесь над тем, предоставляете ли вы ему возможность проявлять заботу о других? Эгоизм - это черта характера, которая взращивается, лелеется и пестуется самими родителями.
Подрастая, дети становятся помощниками для своих родителей. Но рвение к хозяйственным делам у всех просыпается в разное время. А у кого-то не просыпается и вовсе. Некоторые уже с детсадовского возраста сами моют за собой посуду, убирают игрушки и застилают кровать, а некоторые ленятся или просто забывают о том, что необходимо поддерживать чистоту. Что можно доверить ребенку в работе по дому? Как призвать ленивца к порядку?
свернуть